Обучение.
Аджайл коучу, как тичеру, важно уметь обучать людей знаниям и навыкам, как правило, взрослых и работающих, которые обучаются крайне сложно, интересно и специфично.
Когда говорят про обучение людей, многие используют понятие «педагогика». На самом деле педагогика относится только к детям и подросткам. А для взрослых есть отдельная отрасль науки — андрагогика или андрагогическая модель обучения.
Чем психология обучения взрослых отличается от обучения ребенка? У взрослых есть внутренняя мотивация учиться, чаще всего она направлена на достижение социальных и профессиональных целей. И в отличие от ребенка у взрослого есть богатый жизненный опыт и представление о том, как правильно делать, а как нет. Это может как помогать, так и мешать обучению. Часто проще обучиться «с чистого листа», чем переучиваться.
Обладание методами и принципами андрагокики очень пригодится аджайл коучу в работе, так как обучений (в зависимости от зрелости группы) проводится большое количество и методы для детей абсолютно точно тут не сработают.
Если же команды достаточно зрелые, то и учитель им уже нужен.
А вот ментор, да. В чем же отличие этих компетенций?
Менторинг - это обучение, но не на теоретических знаниях, а на опыте ментора. Это такой вид поддерживающих отношений и эффективный способ передачи знаний, опыта от более опытного эксперта - ментора менее опытному (менти), который ведет к профессиональному развитию и прогрессу менти, раскрытию его потенциала и личному росту.
Естественно, профессиональный менторинг отличается от “советов на лавочке". Менторинг, как и коучинг регулируется определенными компетенциями, знание и использование которых помогут добиться высоких результатов и выстроить доверительные отношения.
Далее рассмотрим группу компетенций “Mastery". Здесь у нас технические, бизнес и навыки трансформации.
Техническая экспертиза в IT разработке для аджайл коуча играет не последнюю роль, важно понимать на каком языке и о чем говорят люди, которых вы будете вести в аджайл будущее. Сюда же знания бизнеса и понимание процессов.
И вот, мой самый любимый навык - трансформация. Важно не только обладать инструментами для внедрения изменений, также очень ценно понимать психологию людей, как они реагируют на эти трансформации. Чтобы не просто взять и все перевернуть все с ног на голову во благо всея Аджайла, а иметь гибкий план, отслеживать реакции и не навредить.
Считается, что для эффективной работа полезно обладать хотя бы одним навыком из каждой группы, при этом имея гибкое мышление и знания практик и фреймворков. То есть коучинг или фасилитация, менторинг или тичинг и один из навыков мастерства. Больше, круто, но база тоже не плохо.
В каждой конкретной ситуации всплывает та или иная роль. Сегодня ты учишь и ведешь лекции, тут ты делишься опытом и выступаешь в роли наставника, а вот тут надо бы покоучить и “причинить добро человеку", помочь сформировать новые нейронные связи в его головушке, показать что он все может сам и знает все ответы.
Еще не забываем, что вокруг всегда разработчики, продуктологи, документация и люди бизнеса и с ними всеми полезно тоже общаться на одном языке и причинять добро по запросу.
А если вдруг есть запрос на «всё перевенуть вверх дном» и напричинять добра сверх много, то одеваем шапочку «transformation mastery» и внедряем канбан или что нам там в голову взбредет под этой самой шапочкой.
Основная же функция коуча в аджайл, как мне видится, кроется в пятом, принципе всея Аджайла: «Над проектом должны работать мотивированные профессионалы». Исходя из него надобно создать условия, обеспечить поддержку и полностью довериться им. Моим профессионалам.
Поставить команды на первый план, создавая условия, в которых люди могут максимально реализовать свой потенциал. Такой эдакий помощник, который фокусируется на нуждах других членов команды, больше, чем на собственных. Это означает умение признавать интересы других людей, давать им поддержку, в которой они нуждаются, чтобы выполнить работу и достичь своих целей, вовлекать в принятие решений и создавать общность внутри команды.