3. Потребности - в основе чувств лежат потребности, и если опознать и озвучить, то шанс на их удовлетворение значительно повышается. Если в самую суть, то «Почему это важно для тебя?». Важно формулировать потребность без суждений и оценок и, особенно, без критики.
«Сегодня ты опоздал на 2 часа, меня это очень расстроило и огорчило, так как мне важно точно выстраивать свой график» - какая тут потребность? Как вариант, уважение личных границ.
А в этой фразе: "Ты обещаешь это сделать уже неделю!". Вероятно, честность.
"Хватит за мной шпионить!" - доверие.
Розенберг пишет в своей книге, что большинство из нас никогда не учились мыслить потребностями и могут возникнут трудности, ведь частенько, когда нас не понимают, мы думаем ,что с окружающими что-то не так. Но есть приятная новость - это можно научиться, надо лишь захотеть, понять алгоритм и практиковать как можно чаще.
4. И последняя часть - просьба. Не ультиматум, а именно просьба. Предложите, как можно решить эту ситуацию. «Сегодня ты опоздал на 2 часа, меня это очень расстроило и огорчило, так как мне важно выстраивать свой график, давай ты в следующий раз меня предупредишь заранее о смене своих планов или назначим встречу в мой менее загруженный день?
Подытожим: «Не хороший ты человек, опять опоздала на 2 часа, потому что нифига не можешь спланировать и вечно опаздываешь. Ещё раз опоздаешь - уши оторву!» или то, что у нас вышло.
Выбор, мне кажется, очевиден.
Важно осознать, что человек делает то, что нам не нравится, не потому что хочет обидеть, разозлить и причинить нам вред - просто он по-другому не умеет, для себя он все делает правильно. У него нет инструкции к вам, ему надо рассказать и помочь выстроить экологичное общение.
Помните, что цель данного алгоритма не в достижении своих целей любым путем (это не психологию влияния), а про установлении отношений, основанных на честности и эмпатии. Только такие отношения удовлетворят потребности обоих собеседников.
Очень рекомендую книгу «Ненасильственное общение» к прочтению. Только читайте с карандашом, перечитывайте, делая записи и применяйте на практике.
Как применять?
Будьте наблюдательными, отслеживайте свои эмоции, учитесь думать потребностями и практикуйте. Начните с себя, далее наблюдайте за людьми и задавайте вопросы из потребностей. Конечно, лучше в этом может помочь фасилитатор или коуч, но и при желании, вы можете научиться самостоятельно.
Я искренне верю, что чем больше людей освоят эту технику, тем лучше и добрее станет наш мир.